Переносные зенитно ракетные комплексы. ПЗРК
|
ПЗРК «Stinger» 1981 г. |
США
|
Тактико-технические характеристики
|
Stinger
|
Масса комплекса в боевом положении, кг |
15,7 |
Стартовая масса ракеты, кг |
10,1 |
Длина ракеты, мм |
1500 |
Диаметр корпуса ракеты, мм |
70 |
Размах стабилизаторов, мм |
91 |
Масса БЧ, кг |
2,3 |
Скорость полета ракеты, м/c |
640 |
Зона поражения по дальности ( вдогон), м |
500–4750 |
Зона поражения по высоте, м |
3500 |
Переносной зенитный ракетный комплекс (ПЗРК) «Stinger» предназначен для поражения как на встречных, так и на догонных курсах самолетов, включая сверхзвуковые, и вертолетов, совершающих полеты на малых и предельно малых высотах. Этот комплекс, созданный фирмой «General Dynamics», является наиболее массовым средством борьбы с воздушными целями, состоящим на вооружении иностранных армий.
ПЗРК «Stinger» находится на вооружении ряда стран, включая западноевропейских партнеров США по НАТО (Грецию, Данию, Италию, Турцию, ФРГ), а так же Израиль, Южную Корею и Японию.
К настоящему времени разработаны три его модификации: «Stinger»(базовая), «Stinger»-POST (Passive Optical Seeking Technology) и «Stinger»-RMP (Reprogrammable Microprocessor). Они имеют одинаковый состав средств, а так же значения дальности стрельбы и высоты поражения цели, различаясь лишь головками самонаведения (ГСН), используемыми на зенитных ракетах FIM-92 модификаций A,B и C, соответствующих перечисленным выше трем модификациям ПЗРК.
Разработке комплекса «Stinger» предшествовало проведение работ по программе ASDP (Advanced Seeker Development Program), начавшейся еще в середине 60-х годов, незадолго до развертывания серийного производства ПЗРК «Red Eye» и имеющей целью теоретическую проработку и экспериментальное подтверждение осуществимости концепции комплекса «Red Eye-2» с ракетой, на которой должна была найти применение всеракурсная инфракрасная ГСН. Успешное выполнение программы ASDP позволило министерству обороны США начать в 1972 году финансирование разработки перспективного ПЗРК, получившего наименование «Stinger»(«Жалящее насекомое»). Эта разработка, несмотря на возникшие в ходе ее выполнения трудности, к 1977 году была завешена, и фирма «General Dynamics» приступила к производству первой партии образцов, испытания которых производились в течение 1979–1980 годов.
Результаты испытаний ПЗРК «Stinger» с ракетой FIM-92A, укомплектованной ИК ГСН (диапазон длин волн 4,1–4,4мкм), подтвердившие его способность поражать цели на встречных курсах, позволили министерству обороны принять решение о серийном производстве и поставках с 1981 года комплекса сухопутным войскам США в Европе. Однако количество ПЗРК этой модификации, предусмотренное первоначальной программой производства, было существенно уменьшено в связи с достигнутыми успехами в разработке ГСН POST, которая началась в 1977 году и к тому времени находилась на завершающем этапе.
Двухдиапазонная ГСН POST, используемая на ЗУР FIM-92B, работает в ИК и ультрафиолетовом (УФ) диапазонах длин волн. В отличие от ИК ГСН ракеты FIM-92A, где информация о положении цели относительно ее оптической оси извлекается из сигнала, модулированного вращающимся растром, в ней применяется безрастровый координатор цели. Его детекторы ИК и УФ излучений, работающие в одном контуре с двумя цифровыми микропроцессорами, позволяют осуществлять розеткообразное сканирование, что обеспечивает, во-первых, высокие возможности селекции цели в условиях фоновых помех, а во-вторых, защищенность от средств противодействия ИК диапазона.
Производство ЗУР FIM-92B с ГСН POST началось в 1983 году, однако в связи с тем, что в 1985 году фирма «General Dynamics» приступила к созданию ЗУР FIM-92C, темп выпуска был снижен по сравнению с предусматриваемым ранее. На новой ракете, разработка которой была завершена в 1987 году, используется ГСН POST-RMP с перепрограммируемым микропроцессором, обеспечивающим возможность адаптации характеристик системы наведения к целевой и помеховой обстановке за счет выбора соответствующих программ. Сменные блоки памяти, в которых хранятся типовые программы, устанавливаются в корпусе пускового механизма ПЗРК «Stinger»-RMP. последние доработки ПЗРК «Stinger»-RMP проводились в части оснащения ракеты FIM-92C кольцевым лазерным гироскопом, литиевой батареей, улучшенным датчиком угловой скорости по крену.
ПЗРК «Stinger» всех модификаций состоит из следующих основных элементов: ЗУР в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), оптический прицел для визуального обнаружения и сопровождения цели, а также приближенного определения дальности до нее, пусковой механизм, блок электроснабжения и охлаждения с электрической батареей и емкостью с жидким аргоном, аппаратура опознавания «свой-чужой» AN/PPX-1.
Электронный блок последней носится на поясном ремне стрелка – зенитчика.
Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка». В носовой части находятся четыре аэродинамические поверхности, две из которых являются рулями, а две другие остаются неподвижными относительно корпуса ЗУР. Для управления с помощью одной пары аэродинамических рулей ракета вращается вокруг своей продольной оси, а сигналы управления, поступающие на рули, согласуются с ее движением относительно этой оси. Начальное вращение ракета приобретает за счет наклонного расположения сопел стартового ускорителя относительно корпуса. Для поддержания вращения ЗУР в полете плоскости хвостового стабилизатора, которые, как и рули, раскрываются при выходе ракеты из ТПК, установлен под некоторым углом к корпусу. Управление с помощью одной пары рулей позволило добиться существенного сокращения массы и стоимости аппаратуры управления полетом.
Твердотопливный двухрежимный маршевый двигатель «Atlantic Research Mk27» обеспечивает разгон ракеты до скорости, соответствующей числу М=2,2, и поддержания относительно высокой скорости в течении всего ее полета к цели. Включение этого двигателя происходит после отделения стартового ускорителя и удаления ракеты на безопасное для стрелка-оператора расстояние (около 8 м.).
Боевое снаряжение ЗУР массой около 3 кг состоит из осколочно-фугасной боевой части, взрывателя ударного действия и пpедохpанительно-исполнительного механизма, обеспечивающего снятие ступеней предохранения взрывателя и выдачу команды на самоликвидацию ракеты в случае промаха.
ЗУР размещается в герметичном цилиндрическом ТПК из стеклопластика, заполненном инертным газом. Оба конца контейнера закрыты разрушающимися при пуске крышками. Передняя выполнена из материала, попускающего ИК и УФ излучения, что позволяет ГСН производить захват цели без нарушения уплотнения. Герметичность контейнера и достаточно высокая надежность аппаратуры ЗУР обеспечивают хранение ракет в войсках без технического обслуживания в течение десяти лет.
Пусковой механизм, с помощью которого осуществляется подготовка ракеты к пуску и производится пуск, присоединяется к ТПК с помощью специальных замков. Электрическая батарея блока энергоснабжения и охлаждения (этот блок устанавливается в корпус пускового механизма при подготовке к стрельбе) через штепсельный разьем подключается к бортовой сети ракеты, а емкость с жидким аргоном через штуцер соединяют с магистралью системы охлаждения. На нижней поверхности пускового механизма находится штепсельный разьем для подключения электронного блока аппаратуры опознавания «свой-чужой», а на рукоятке – спусковой крючек с одним нейтральным и двумя рабочими положениями. При нажатии на спусковой крючек и переводе его в первое рабочее положение происходит активизация блока энергоснабжения и охлаждения, в результате чего электроэнергия от батареи (напряжение 20 вольт, продолжительность работы не менее 45 сек.) и жидкий аргон поступают на борт ракеты, обеспечивая охлаждение детекторов ГСН, раскрутку гироскопа и выполнение других операций, связанных с подготовкой ЗУР к пуску. При дальнейшем давлении на спусковой крючек и занятии им второго рабочего положения активизируется бортовая электрическая батарея, способная питать электронную аппаратуру ракеты в течение 19 сек, и срабатывает воспламенитель стартового двигателя ЗУР.
В процессе боевой работы данные о целях поступают от внешней системы обнаружения и целеуказания или от номера расчета, ведущего наблюдение за воздушным пространством. После обнаружения цели стрелок-оператор кладет ПЗРК на плечо и наводит его на выбранную цель. Когда ГСН ракеты захватит ее и начнет сопровождать, включается звуковой сигнал и вибрационное устройство оптического прицела, к которому стрелок прижимается щекой, предупреждает о захвате цели. Затем нажатием кнопки разарретируется гироскоп. Перед пуском оператор вводит необходимые углы упреждения. Указательным пальцем он нажимает на пусковую скобу, при этом начинает работать бортовая батарея. Выход ее на нормальный режим обеспечивает срабатывание патрона со сжатым газом, который отбрасывает отрывной штекер, отключая питание от блока электроснабжения и охлаждения и включая пиропатрон запуска стартового двигателя.
Основной боевой единицей ПЗРК «Stinger» является расчет в составе командира и стрелка-оператора, в распоряжении которых имеется шесть ЗУР в ТПК, электронный блок оповещения и отображения воздушной обстановки, а так же автомобиль повышенной проходимости M998 «Hammer» (колесная формула 4х4). Основные расчеты имеются в штатных зенитных дивизионах американских дивизий (в воздушно-штурмовой их насчитывается по 72, в бронетанковой – по 75, в легкой пехотной – по 90), а так же в дивизионах ЗУР «Patriot» и «Improved Hawk».
ПЗРК «Stinger» широко применялся в локальных конфликтах последних десятилетий. Применялся он и моджахедами во время войны в Афганистане против советских войск. За первые две недели применения ПЗРК «Stinger» в начале 1987 года ими были сбиты три Су-25, погибли два летчика. К концу 1987 года потери составили почти целую эскадрилью – 8 самолетов. Термоловушки не спасали машину от уже запущенной ракеты, а мощная БЧ весьма эффективно поражала двигатели Су-25, вызывала пожар, в результате которого перегорали тросы управления стабилизатором.
ПЗРК «Mistral» 1988 г. |
Франция
|
Тактико-технические характеристики
|
Mistral
|
Максимальная скорость поражаемых целей, км/час |
72 |
Скорость полета ракеты |
1440 |
Длина ракеты, мм |
4200 |
Диаметр корпуса ракеты, мм |
800 |
Стартовый вес ракеты, кг |
2300 |
Вес боевой части, кг |
50 |
Зона поражения по дальности, м |
260 |
Зона поражения по высоте, м |
630 |
Зенитно-ракетный комплекс (ЗРК) «Mistral»(«Мистраль») предназначен для непосредственного прикрытия подразделений сухопутных войск от самолетов и боевых вертолетов, выполняющих полеты на малых и предельно малых высотах. Разработка комплекса велась французской фирмой «Matra» . При его создании учитывались недостатки других ЗРК и возросшие требования современного высокоманевренного боя.
Разработано несколько вариантов ЗРК:
— MANPADS или SATCP – переносной зенитно-ракетный комплекс
— ATLAS – мобильный ЗРК
— SANTAL – шесть ракет размещаются на турели вместе с системой госопознавания
— SADRAL или SIMBAD – корабельный ЗРК (для кораблей малого водоизмещения).
Во время разработки, к ракете предъявлялись следующие требования: единая ракета для всех вариантов, независимость от способа запуска и минимум технического обслуживания. Полномасштабные работы по варианту SATCP были начаты в 1980 году. С 1986 по 1988 гг. французская армия проводила войсковые испытания, закончившиеся принятием комплекса на вооружение в 1988 году.
Имеется вертолетный вариант ATAM , используемый в качестве оружия класса «воздух – воздух» для борьбы прежде всего с боевыми вертолетами противника.
Основным элементом переносного ЗРК «Mistral» является ЗУР, находящаяся в герметическом транспортно – пусковом контейнере (ТПК). Она состоит из корпуса, инфракрасной головки самонаведения (ГСН), электронной аппаратуры наведения, электрических серводвигателей для управления рулями, термохимической батареи, взрывателя, боевой части, маршевого и сбрасываемого стартового двигателей, а также устройства самоликвидации. Ракета выполнена по аэродинамической схеме «утка», что обеспечивает ей высокие маневренные качества, позволяющие выдерживать восьмикратные перегрузки и получать довольно высокую точность наведения на конечном участке полета.
Инфракрасная головка самонаведения (ИКГСН) помещена внутри пирамидального обтекателя. Такая его форма имеет преимущество перед обычной сферической, так как снижает лобовое сопротивление. В ГСН использовано приемное устройство мозаичного типа, выполненное на арсениде индия (К = 3–5 мкм), что значительно повышает возможности по обнаружению и захвату целей с уменьшенным ИК излучением, а также позволяет отличить полезный сигнал от ложного (солнце, ярко освещенные облака, ИК ловушки и т. д.). Кроме того, для достижения высокой чувствительности применяется охлаждение приемного устройства (баллон с хладоагентом крепится к пусковому механизму). ГСН способна захватывать и сопровождать инфракрасные сигналы от реактивного самолета, находящегося на дальности до 6 км, а легкого вертолета, оснащенного устройствами для снижения ИК излучения, – на дальности до 4 км даже на встречных курсах.
Осколочно-фугасная боевая часть ракеты содержит готовые вольфрамовые шарообразные поражающие элементы. БЧ снабжена контактным и лазерным неконтактным взрывателями. Выбор последнего (с механизмом точного отсчета дистанции) позволил избежать преждевременного подрыва боевой части вследствие воздействия помех, излучаемых местными предметами, деревьями и т. д. Расчетная величина ошибки по дальности составляет около 1 м. В ходе полигонных испытаний подрыв боевой части на таком расстоянии от воздушных целей приводил к их поражению.
Требования по сокращению массы и размеров двигателя, а также порядка его функционирования и обеспечения нужной надежности привели разработчиков к необходимости отказаться от традиционной конструкции двигателя для ЗУР в пользу более сложной технологии его исполнения, в частности использования композиционных материалов. Двигательная установка ЗУР «Mistral» состоит из двух двигателей; стартового и маршевого. Первый размещен в сопловой части маршевого двигателя. Во время движения ракеты в ТПК он сообщает ей начальную скорость 40 м/с. Стартовый двигатель снабжен несколькими соплами, обеспечивающими вращение ракеты (10 об/с) для стабилизации ее в полете. Раскрытие аэродинамических рулей и плоскостей стабилизатора происходит при выходе ракеты из пускового контейнера. На безопасном для оператора расстоянии (около 15 м) стартовый двигатель отбрасывается и включается маршевый, сообщающий ракете максимальную скорость М=2,6. Благодаря такой большой скорости она достигает вертолет, зависший на расстоянии 4 км от места пуска, за 6 с, что не дает ему возможности не только применить свое оружие, но и укрыться за естественными складками местности. Для удобства наведения и пуска ЗУР оператор использует треногу с сиденьем, на которой монтируется ТПК и вся необходимая аппаратура. С помощью соответствующих механизмов обеспечивается разворот и необходимый угол возвышения для стрельбы практически в любом направлении. При транспортировке переносного ЗРК «Mistral» он делится на две части (масса каждой около 20 кг): ТПК с ракетой и тренога с прицельными приспособлениями и электронным блоком. При разработке данного ЗРК особое внимание уделялось сокращению времени на его развертывание и перезаряжание. По данным проведенных испытаний на установку ТПК на треногу и приведение комплекса в боевое положение требуется около 1 мин, на включение ГСН (раскрутка гироскопе и охлаждение ИК датчика) необходимо 2 с. Среднее время реакции (от включения пусковой цепи до старта ракеты) составляет около 5 с при отсутствии данных внешнего целеуказания и 3 с при наличии таких данных. На перезаряжание требуется около 30 с.
Прицельное устройство состоит из коллиматора и телескопического прицела. Пользуясь показаниями коллиматора, оператор может учитывать вертикальные и горизонтальные углы упреждения. Переносной ЗРК «Mistral» оснащен аппаратурой опознавания «свой – чужой» и тепловизионным устройством для обеспечения стрельбы в ночных условиях. Пусковой механизм включает в свой состав следующие элементы; аккумуляторную батарею для питания электрических цепей, баллон с хладоагентом, коммутирующее устройство, обеспечивающее необходимую последовательность прохождения команд и сигналов, индикатор со звуковым и вибрационным устройством, срабатывающим при захвате сигналов от цели головкой самонаведения ракеты.
В интересах обеспечения ПВО танковых и механизированных частей и подразделений от ударов с воздуха, прежде всего защиты от боевых вертолетов с ПТУР, разработан самоходный вариант этого ЗРК на базе колесного (4х4) бронетранспортера УАВ . На вращающейся башне смонтированы две пусковые установки (по три ракеты) и РЛС обнаружения и сопровождения воздушных целей. В корпусе машины размещены еще шесть ЗУР в ТПК. Максимальная скорость движения самоходного комплекса по шоссе 90 км/час, запас хода около 1000 км.
На выставке в Ле Бурже в 2001 году был продемонстрирован вариант размещения комплекса на шасси французского БТР VBL.
Корабельный вариант комплекса, названный «Sadral» , предназначен для установки на катерах и кораблях до фрегата включительно. Он имеет стабилизированную пусковую установку с шестью ракетами и дополнительно оснащен инфракрасной и телевизионной аппаратурой обнаружения и сопровождения воздушных целей.
ПЗРК RBS-70 1977 г. |
Швеция
|
Тактико-технические характеристики
|
RBS-70
|
Максимальная дальность, м |
5000 |
Минимальная дальность, м |
200 |
Потолок, м |
3000 |
Максимальная скорость, м/с |
525 |
Длина УР, м |
1,32 |
Диаметр УР, мм |
105 |
Масса УР, кг |
15 |
Комплекс RBS-70 разрабатывался в соответствии с такими требованиями вооруженных сил Швеции, как большая дальность перехвата на встречном курсе, высокая точность и вероятность поражения, устойчивость ко всем известным искусственным и естественным помехам, возможность работы по целям до самой земли, командное управление по линии визирования, возможность дальнейшего развития для применения в ночное время. Фирма «Saab Bofors Dynamic's» выбрала вариант с наведением ракеты по лазерному каналу. RBS-70 – первый в мире ПЗРК с такой системой наведения. С самого начала комплекс создавался с перспективой установки на колесное и гусеничное шасси.
|
ПЗРК RBS-70 вид спереди
|
Работы были начаты в 1967 г., а через семь лет первые образцы поступили на испытания. Параллельно с огневой частью разрабатывалась и радиотехническая, в частности, РЛС обнаружения и целеуказания PS-70/R. В 1977 г. ПЗРК RBS-70 были приняты на вооружение, заняв нишу между 40-мм артиллерийскими установками L70 и ЗРК средней дальности «Hawk». В сухопутных войсках Швеции RBS-70 предназначался для защиты подразделений звена «батальон-рота».
В 1981 г. был разработан первый мобильный вариант этого комплекса на базе автомобиля высокой проходимости «Лендровер». В дальнейшем RBS-70 устанавливался на различные колесные и гусеничные бронетранспортеры.
Работы по совершенствованию RBS-70 начались практически с момента его создания. В 1990 г. была проведена модернизация ракеты Rb-70, получившая в результате обозначение Mk1. Следующую модификацию ЗУР – Mk2 – приняли на вооружение в 1993 г. В начале 2001 г. было объявлено о завершении разработки новой ракеты для под названием «Bolide».
С 1998 г. ведется модернизация всех элементов комплекса с внедрением нового стандарта передачи данных для создания единого информационного пространства системы ПВО.
За время существования комплекса было выпущено около 1500 пусковых установок (ПУ) и более 15000 ракет всех модификаций. Сегодня RBS-70 состоит на вооружении в Австралии, Аргентине, Бахрейне, Венесуэле, Индонезии, Иране, Ирландии, Норвегии, Объединенных Арабских Эмиратах, Пакистане, Сингапуре, Таиланде, Тунисе и Швеции и ряде других стран. Используется не только в сухопутных войсках, но и в ВВС, ВМС и морской пехоте.
Согласно сведениям фирмы «Saab Bofors Dynamic's», суммарное количество пусков ракет на конец 2000 г. составило 1468, при этом более 90% пущенных ракет поразили цели.
При пуске ракета Rb-70 выбрасывается из контейнера со скоростью 50м/с. Затем включается маршевый РДТТ, который работает в течение 6с, разгоняя ракету до сверхзвуковой скорости (М=1,6). Задача оператора – удержание цели в поле зрения стабилизированного прицела. Лазерный луч, испускаемый блоком наведения, образует «коридор», по центру которого движется ракета. Невысокая мощность, используемая комплексом для наведения, и отсутствие излучения до пуска ракеты затрудняют эффективное обнаружение RBS-70. Командное наведение ракеты оператором повышает ее помехоустойчивость и позволяет поражать даже энергично маневрирующие цели.
Хотя каждая пусковая установка может использоваться независимо, основной вариант использования – применение RBS-70 в комплексе с импульсно-доплеровской РЛС PS-70 «Giraffe», работающей в диапазоне 5,4–5,9 ГГц и обеспечивающей дальность обнаружения типовой воздушной цели до 40 км, дальность сопровождения – до 20 км. Антенна РЛС поднимается на высоту 12 м на мачте. PS-70 «Giraffe» может монтироваться на различных шасси, в том числе полноприводном трехосном грузовом автомобиле Tgb-40, гусеничном транспортере Bv-206 и других. Время развертывания РЛС составляет не более 5 мин. Расчет РЛС состоит из пяти человек, обеспечивающих слежение за тремя целями в ручном режиме, обслуживающих при этом до девяти огневых расчетов.
Информация о целях попадает на пульт боевого управления, откуда может быть направлена на конкретные пусковые установки. В этом случае оператор ПЗРК получает информацию о цели в виде звукового сигнала в наушниках, тональность которого зависит от положения цели относительно пусковой установки. Время реакции комплекса составляет 4–5с.
Типовой курс подготовки оператора с помощью тренажера занимает 15–20 ч, распределенных в течение 10–13 дней.
Ракета Rb-70
|
Ракета Rb-70
|
ЗУР выполнена по нормальной аэродинамической схеме и оснащена двухступенчатым твердотопливным маршевым двигателем, размещенным в средней ее части. В носовом отсеке находится БЧ, подрыв которой может производиться лазерным неконтактным или ударным взрывателями. Цель поражается кумулятивным зарядом (бронепробиваемостью до 200 мм) и готовыми шарообразными элементами из вольфрама. В хвостовом отсеке ЗУР расположены приемники лазерного излучения.
Последний серийный вариант ЗУР – Rb-70 Мк2. Увеличенное до 70° поле обзора приемника лазерного излучения позволило расширить область возможного захвата на 30–40%. Хотя ракета оснащена крупногабаритным маршевым двигателем и более эффективной боевой частью (количество вольфрамовых шариков возросло с двух до трех тысяч, возросла масса ВВ), благодаря миниатюризации электронных элементов размеры и масса ЗУР остались прежними. Дальность поражения воздушных целей достигла 7 км, повысились максимальная и средняя скорости полета ракеты. Вероятность поражения дозвуковых целей ракетой Rb-70 Мк2 составляет 0,7–0,9 на встречных курсах и 0,4–0,5 – на догонных курсах (см. диаграмму).
Пусковая установка RBS-70 включает в себя:
ЗУР в транспортно-пусковом контейнере (масса 24 кг), блок наведения (масса 35 кг), состоящий из оптического прицела (имеет 7-кратное увеличение и поле зрения 9°) и устройства формирования лазерного луча с регулируемой фокусировкой, аппаратуру опознавания «свой-чужой» (масса 11 кг), источник электропитания и треногу (масса 24 кг).
Возможно подключение тепловизора COND (Clip-on Night Device), который крепится к пусковой установке, обеспечивая применение ПЗРК в темное время суток без снижения характеристик. Тепловизор работает в диапазоне длин волн 8–12 мкм и оснащен системой охлаждения закрытого цикла.
Все элементы ПЗРК RBS-70 размещены на треноге, в верхней части которой находится узел крепления блока наведения и контейнер с ЗУР, а в нижней – сиденье стрелка-оператора. Время развертывания ПУ составляет 10 мин, время перезарядки – не более 30 с. Для переноски RBS-70 достаточно трех человек.