240-мм пушки "Theodor Bruno" и "Theodor" на железнодорожном транспортере
Германия 

  240-мм железнодорожная пушка Theodor Bruno  
 
240-мм пушка "Theodor Bruno" на железнодорожном транспортере
 
 
Тактико-технические характеристики
Theodor Bruno
  Калибр, мм
  238
  Длина ствола, калибров
  35,3
  Наибольший угол возвышения, град.
  +45°
  Угол горизонтального наведения, град.
  0,3/360°
  Угол склонения, град.
  0°
  Масса в боевом положении, кг
  95000
  Масса фугасного снаряда, кг
  148,5
  Начальная скорость снаряда, м/с
  675
  Наибольшая дальность стрельбы, м
  20200
 

  240-мм железнодорожная пушка Theodor Bruno  
 
240-мм пушка "Theodor Bruno" на железнодорожном транспортере
 

   В соответствии с принятой в Германии в 1936 г. программой срочных мероприятий по восстановлению военного потенциала (Sofort-Programm) фирма Fried. Krupp AG во второй половине 30-х годов прошлого века выпустила небольшие серии 150-и 170-мм пушек на железнодорожных транспортерах, однако основное внимание конструкторов фирмы было сосредоточено создании и запуске в производство крупнокалиберных железнодорожных установок.
    По окончании Первой мировой войны фирме удалось сохранить квалифицированные кадры рабочих и инженеров, а также всю техническую документацию на разработанные ею во время войны железнодорожные артиллерийские установки. Это позволило ей уже в 1937 г. начать производство первых установок с 240-мм морскими пушками.
    При создании 240-мм железнодорожных артиллерийских установок использовались пушки двух типов: 24 см K.L35 и 24 см S.K.L40. Для обеспечения секретности первой пушке, а вместе с ней и всей железнодорожной установке присвоили кодовое название Theodor Bruno, а пушке второго типа — Theodor. Пушку Theodor Bruno разработали еще в конце XIX века для броненосцев береговой обороны. Позже эти пушки поступили на вооружение береговой артиллерии Германии. Они имели ствол длиной 35,3 калибра, длина нарезной части ствола составляла 26,5 калибра, затвор был клиновым, масса пушки равнялась 24 000 кг. К пушке имелось достаточное количество боеприпасов различного типа. Для использования на сухопутных фронтах предназначались прежде всего фугасные снаряды с баллистическим наконечником массой 148,5 кг. При начальной скорости 675 м/с дальность стрельбы этим снарядом составляла 20 200 м.

  240-мм железнодорожная пушка Theodor Bruno  
 
240-мм пушка "Theodor Bruno" на железнодорожном транспортере
 

    К пушке имелся также бронебойный снаряд массой 150,5 кг, который с успехом можно было применять для разрушения железобетонных укреплений.
Пушка Theodor также была морским орудием. Она устанавливалась в башенных установках броненосных крейсеров и линкоров типа Kaiser Friedrich III и Wittelsbach строившихся в конце XIX века.
    Благодаря большей длине ствола пушки (40,1 калибра) фугасный снаряд массой 148,5 кг обладал начальной скоростью 810 м/с и мог поразить цель на расстоянии 26 750 м.
    На складах флота хранилось также большое количество бронебойных снарядов массой 151,0 кг, изготовленных в свое время для пушек этой системы. Их можно было использовать в качестве бетонобойных для разрушения вражеских укреплений.
    В целях обеспечения кругового обстрела для установок было разработано поворотное основание, включавшее поворотную раму и кольцеобразный рельсовый путь. Средней частью рама опиралась на центральный штырь, а обоими концами, снабженными роликами — на рельсовый путь. На раме имелись рельсы, на которые с помощью локомотива подавалась железнодорожная артиллерийская установка. После фиксации установки на этих рельсах рама с помощью моторного привода могла поворачиваться в нужном направлении, обеспечивая таким образом горизонтальное наведение орудия установки.
    Железнодорожные транспортеры установок мало чем отличались от транспортеров времен Первой мировой войны. Главная балка опиралась на две четырехосные тележки, смонтированный на транспортере станок позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +10° до +45°.

   
 
240-мм пушка "Theodor Bruno" на железнодорожном транспортере
 

    В то же время, поскольку стрельбу предполагалось вести в основном с поворотного основания, конструкторы упростили механизм корректировки наводки орудия в горизонтальной плоскости, исключили из конструкции транспортера домкраты, которые ранее использовались для выкатывания железнодорожных тележек из-под главной балки при стрельбе с бетонного основания с центральным штырем.
    Были упрощены также некоторые элементы конструкции транспортера. Это позволило снизить массу железнодорожной артиллерийской установки по сравнению с ее аналогом времен Первой мировой войны на 18 000— 20 000 кг.
    Стрельба с поворотного основания потребовала по-новому решить вопрос подачи боеприпасов. Во многих случаях вокруг поворотного основания строился кольцевой узкоколейный железнодорожный путь, по которому могла перемещаться тележка со снарядом и зарядами, поданными из вагона-погреба или со склада. Тележка подкатывалась к кормовой части главной балки и боеприпасы поднимались на оборудованный там подготовительный пост с помощью подъемного крана. Затем снаряд и заряды на лотках перемещались к казенной части орудия. Применялось также складирование боеприпасов на специальных платформах в определенных точках вблизи поворотного основания. Таким образом обеспечивалась достаточно высокая скорострельность — 15 выстрелов в час.
    Всего в рамках Sofort-Programm к 1938 г. было изготовлено 6 железнодорожных артиллерийских установок Theodor Bruno и 3 установки Theodor.
В годы Второй мировой войны эти установки действовали на Западном фронте в составе двух орудийных батарей железнодорожной артиллерии.


Используемая литература:

Артиллерия и минометы ХХ века.
Артиллерия СССР во второй мировой войне.
Современная артиллерия
Артиллерия: Иллюстрированная энциклопедия.
Энциклопедия артиллерии особой мощности

 
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonawar.ru обязательна.
 
 
Copyright © 2009-2012 Большая военная энциклопедия.