Выпущенные фирмой Fried. Krupp AG в рамках Sofort-Programm железнодорожные артиллерийские установки с 280-мм пушками серии Bruno обладали одним существенным недостатком — дальность стрельбы пушек не превышала 36 000 м. Для установок, срочно созданных для удовлетворения острой необходимости вновь созданного Вермахта в тяжелом артиллерийском вооружении, такая дальность стрельбы считалась приемлемой, но для перспективных железнодорожных артиллерийских установок германское командование считало необходимым иметь гораздо более дальнобойные орудия. Поэтому в 1938 г. Управление вооружений Вермахта обратилось к фирме Fried. Krupp AG с просьбой создать до 1939 г. новое 280-мм дальнобойное орудие на железнодорожном транспортере. Поскольку фирму не устраивали столь сжатые сроки, в окончательном виде контракт предусматривал создание «в кратчайшие сроки» трех 280-мм железнодорожных установок (впоследствии в контракт была включена еще одна установка) и 19 стволов для перевооружения уже имеющихся железнодорожных артиллерийских установок с пушками серии Bruno. В этой связи вызывает удивление тот факт, что в 1939 г. по заданию того же Управления вооружений фирма Fried. Krupp AG завершала разработку еще одной 280-мм установки — К5(Е). Таким образом Вермахт получил две серии установок одного калибра, но совершенной разной конструкции. Новая пушка серии Bruno получила название Neue Bruno. Впрочем, в служебной переписке встречались также относящиеся к ней названия 28 см Neue Bruno-Kanone (Е), Bruno-N-Kanone (Е), Bruno-N-Kanone (Е) (28 см) и 28 см Bruno-Kanone neuer Art (Е). Как и пушка К5 (Е) это было современное орудие с длиной ствола 58 калибров. Длина нарезной части ствола равнялась 43,8 калибра. Пушка была снабжена клиновым затвором, ее масса не превышала 55 260 кг. Относительно большая длина ствола потребовала принятия мер по предотвращению его колебаний и провисания под действием собственной тяжести. В основном эта задача была решена за счет использования удлиненной люльки. В то же время для исключения возможности удара казенной части ствола о железнодорожный путь при стрельбе под большими углами возвышения цапфы люльки пришлось разместить вблизи казенной части ствола. Вследствие этого центр тяжести качающейся части орудия оказался впереди цапф люльки и возник большой момент силы веса касающейся части относительно оси цапф. Для противодействия этому моменту в конструкцию станка пушки ввели два гидропневматических уравновешивающих механизма. Противооткатные устройства включали два гидравлических тормоза отката и гидропневматический накатник. Гашению энергии отката после выстрела способствовало также наличие тормозов на всех колесах железнодорожных тележек транспортера. Пушка стреляла стандартными 280-мм фугасными снарядами массой 255,5 кг. При стрельбе полным зарядом начальная скорость снаряда составляла 995 м/с, наибольшая дальность стрельбы достигала 46 600 м. Смонтированный на железнодорожном транспортере станок пушки был снабжен подъемным механизмом с электрическим приводом. В вертикальной плоскости наведение орудия было возможно в диапазоне углов от 0° до +50°. Наводка орудия в горизонтальной плоскости производилась перемещением всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути или с помощью поворотного основания. Корректировка горизонтальной наводки осуществлялась в секторе ±0,5°. Пушка могла делать 8 выстрелов в час. Железнодорожный транспортер имел обычную конструкцию с главной балкой и двумя пятиосными тележками. В задней части главной балки была оборудована подготовительная площадка для боеприпасов. Для подачи боеприпасов использовался установленный там же подъемный кран с электрическими приводом. Масса установки в целом была значительной 150 000 кг. Предусмотренное первоначальными планами производство 4 установок Neue Bruno ограничилось выпуском 3 установок (последняя была сделана в феврале 1942 г.). План перевооружения старых установок серии Bruno также не был реализован —производственные мощности фирмы Fried. Krupp AG были загружены выпуском установок К5 (Е). Хотя установки Neue Bruno достаточно активно использовались в боях на Западном фронте и неоднократно подвергались налетам вражеской авиации, к марту 1945 г. все они еще находились в строю. К ним имелось 1923 снаряда, но железнодорожная сеть Германии к тому времени была практически полностью разрушена, так что возможность пострелять напоследок германские артиллеристы-железнодорожники так и не получили.
|