В конце Первой мировой войны германская армия с успехом использовала 280-мм морские пушки, установленные на железнодорожных транспортерах. Железнодорожные артиллерийские установки с орудиями примерно такого же калибра (274 мм) составляли основу и французской железнодорожной артиллерии. Проанализировав опыт боевого использования этих установок, специалисты Управления вооружений Вермахта в 1934 г. пришли к выводу, что именно 280-мм установки должны стать «становым хребтом» вновь создаваемой германской железнодорожной артиллерии. Разрабатывать 280-мм пушку и установку в целом поручили фирме Fried. Krupp AG, являвшейся еще в годы Первой мировой войны практически монополистом в создании этих систем оружия. В связи с тем, что Управление вооружений планировало заказать небывало большое количество 280-мм установок — 30 единиц (по другим данным число запланированных к постройке 280-мм установок достигало даже 44 единиц!), фирма Fried. Krupp AG проектировала пушку весьма тщательно, проведя предварительные исследования и эксперименты с помощью 150-мм стволов, отличающихся числом и формой нарезов. Огромный объем работ инженеры выполнили также при поиске оптимальной формы снаряда. Окончательный вариант ствола был выбран в 1935 г., испытания стрельбой первого ствола проводились в 1936 г., в 1937 г. изготовили первую установку, но из-за весьма обширных испытаний и доводки конструкции пушки и установки в целом, первую 280-мм железнодорожную артиллерийскую установку К5 (Е) Вермахт получил лишь в 1939 г. В войсках она сразу получила неофициальное название Schlanke Bertha — «стройная Берта» как признание ее удачного наружного дизайна. Пушка К5 (Е) имела длину 76,1 калибра. Длина нарезной части ствола составляла 61,5 калибра. В канале ствола было выполнено 12 нарезов глубиной 10 мм. Эта первоначальная модификация пушки имела обозначение К5 Tiefzug Т10 — пушка К5 с глубокой нарезкой, глубина нарезки 10 мм. Впоследствии более целесообразной признали нарезку глубиной 7 мм. Пушка этой модификации имела обозначение К5 Tiefzug Т7. В ходе войны выпускались также пушки модификации К5 Vz с 60 нарезами глубиной 3—5 мм и проводились эксперименты с ее гладкоствольной 310-мм модификацией К5 gl, предназначенной для стрельбы стреловидными снарядами, разработанными в исследовательском центре Пенемюнде. Пушки всех модификаций имели клиновый затвор, их масса составляла примерно 85 000 кг. Разработанный к пушкам со стволами с глубокой нарезкой стандартный фугасный снаряд 28 см Gr. 35/Hbgr Z35K массой 255,5 кг имел ведущий поясок из мягкого железа, в котором были выполнены 12 нарезов, выступы которых входили во впадины нарезов в канале ствола и наряду с раскруткой снаряда вокруг его продольной оси обеспечивали также эффективную обтюрацию пороховых газов. За ведущим пояском находился медный уплотнительный поясок, а за ним был выполнен паз, в который перед выстрелом укладывалось дополнительное уплотнительное кольцо, изготовленное из асбеста и графита. При стрельбе полным зарядом снаряд развивал начальную скорость 1120 м/с, что при угле возвышения орудия +55° обеспечивало поражение целей на дальности 62 400 м. Поскольку масса взрывчатых веществ в снаряде составляла 30 кг, разрушительное действие снаряда было весьма велико. Для пушек со стволами с 60 нарезами выпускали фугасные снаряды 28 см Gr 42/Kopfzunder/Hbgr Z35K — массой 255,5 кг с головным взрывателем и с широким ведущим пояском без нарезов. К пушкам обеих модификаций выпускали также пристрелочные снаряды, в которых вместо части заряда взрывчатых веществ помещали специальное дымообразующее вещество, выделявшееся при взрыве и позволявшее корректировать стрельбу. В конце войны к 280-мм пушкам начали выпускать разработанные в Пенемюнде фугасные активно-реактивные снаряды 28 см RGr 4331 массой 247 кг. Эти снаряды имели в хвостовой части ракетный двигатель, включавшийся после вылета снаряда из ствола орудия. Благодаря этому двигателю дальность стрельбы увеличилась до 86,5 км, однако столь же значительно увеличилось и рассеяние снарядов, обусловленное неравномерным сгоранием пороха в ракетном двигателе. К недостаткам снаряда относилась и уменьшенная до 14 кг масса взрывчатых веществ. Также в Пенемюнде для пушки модификации К5 gl (310-мм гладкоствольная пушка) разработали под-капиберный стреловидный снаряд РР (Peenemunder PfeilgeschoSS — пенемюндский стреловидный снаряд). Благодаря уменьшенной до 136 кг массе этот снаряд развивал начальную скорость 1524 м/с и обеспечивал дальность стрельбы до 90 км. Стабилизация снаряда в полете осуществлялалсь его хвостовым оперением. Вторым основным компонентом железнодорожной артиллерийской установки (после пушки) был транспортер, включавший главную балку и ходовую часть в составе двух шестиосных железнодорожных тележек. В отличие от всех выпущенных ранее установок, соединение большинства деталей главной балки было выполнено не с помощью традиционной клепки, а высокопроизводительной электросваркой. Форма главной балки была простой и рациональной, в задней ее части оборудовали подготовительную площадку с подъемным краном. Примечательно, что и подъемный механизм крана имел электрический привод. На железнодорожном транспорте ствол пушки установлен с помощью компактной люльки обойменного типа. Это способствовало низкому расположению центра тяжести откатных частей и повысило устойчивость орудия при выстреле. Противооткатные устройства включали два гидравлических тормоза отката и пневматический накатник. Для гашения энергии отката после выстрела на всех осях железнодорожных тележек были смонтированы также пневматические тормоза. Подъемный механизм был снабжен электромеханическим приводом. Он позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +55°. Наведение в горизонтальной плоскости осуществлялось как и у германских железнодорожных артиллерийских установок других типов перемещением всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути или с помощью поворотного основания, на которое локомотивом накатывалась вся установка. В последнем случае обеспечивался круговой обстрел. Точную наводку можно было осуществлять с помощью зубчатого механизма с электрическим и ручным приводами, смонтированного на передней железнодорожной тележке. При этом главная балка могла поворачиваться в секторе ±0,5° относительно цапфы, смонтированной на задней тележке. Установка могла произвести 8 выстрелов в час. Для обеспечения энергией всех электродвигателей установки использовался электрический агрегат, включавший бензиновый двигатель, генератор и выпрямитель тока. В походном положении агрегат транспортировался в вагоне-погребе, а при развертывании установки по боевой позиции он размещался на задней железнодорожной тележке. При передислокации батарея установок К5 (Е) представляла собой два железнодорожных состава. Первый состав включал локомотив, 1—2 артиллерийские установки, два вагона-погреба для снарядов и столько же вагонов-погребов для зарядов, вагон-погреб, в котором поддерживались постоянные температурно-влажностные условия, локомотив для перемещения установок на огневых позициях, вагон управления стрельбой, вагоны с запасными частями и принадлежностями, вагон мастерская, вагон-кухня и несколько зенитных площадок. Второй железнодорожный состав включал локомотив, 2—4 вагона с частями разборного поворотного основания, железнодорожный кран, вагон-мастерскую, зенитные площадки, а также вагоны для перевозки личного состава батареи и 6—9 платформ для автомобилей и других транспортных средств. Всего фирмами Fried. Krupp AG и Hanomag было выпущено 22 железнодорожные артиллерийские установки К5 (Е). Они достаточно широко использовались в боевых действиях на Западном фронте. Известно, например, применение двух орудийной батареи К5 (Е) в боях под Anzio (Италия), где огонь железнодорожных установок принес значительные потери высадившимся американским войскам. Под Anzio наиболее ярко проявился и основной недостаток этих установок — зависимость от железнодорожного пути. Массированными бомбардировками американская авиация буквально отрезала установкам пути отступления и обе установки в конце концов были захвачены войсками союзников. Одна из них и в настоящее время экспонируется в военном музее в г. Aberdeen (США).
|