240-мм пушки 24 см S.K. L30 и 24 см S.K. L40 на железнодорожном транспортере |
Германия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
S.K. L 30
|
Калибр, мм
|
238
|
Длина ствола, калибров
|
30
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+45°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
4/360°
|
Угол склонения, град.
|
0°
|
Масса в боевом положении, кг
|
113100
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
148,5
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
640
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
18700
|
|
|
|
|
|
|
Пушки калибра 240 мм и выше германские конструкторы устанавливали на специально спроектированных железнодорожных транспортерах грузоподъемностью 80 т. Как и английские и французские транспортеры, они включали главную балку и несколько многоосных железнодорожных тележек. Главная балка состояла из двух продольных несущих конструкций, соединенных поперечными связями. На главной балке монтировались откидные площадки для номеров расчета, обслуживающих установку, а также площадки и механизмы для подачи боеприпасов. Установка пушки на транспортере производилась с использованием ее штатного станка или специально спроектированного станка с люлькой и противооткатными устройствами.
При стрельбе с рельсового пути за каждым колесом транспортера устанавливался стальной клин, благодаря чему обеспечивалось эффективное противодействие откату установки после выстрела. Поворотные механизмы транспортера позволяли корректировать стрельбу орудия в секторе ±2°. Для обеспечения кругового обстрела предусматривалась стрельба с железнодорожных поворотных кругов и со специально подготовленных бетонных оснований, когда главная балка опиралась на центральный штырь и систему роликов.
Первые такие транспортеры фирма Fried. Krupp AG использовала для создания железнодорожных артиллерийских установок с 210-мм пушками 21 см S.K. L 40 и 21 см S.K. L 45, снятыми со списанных броненосных крейсеров. Пушки стреляли фугасными снарядами массой 108,0 кг на дальность 17 900 и 18 700 м соответственно, а при использовании снарядов с баллистическим наконечником массой 115,0 кг дальность стрельбы достигала 25 600 и 26 400 м. Эти железнодорожные артиллерийские установки в германской армии имели кодовое название Peter Adalbert.
Весьма многочисленную серию артиллерийских установок на 80-тонных транспортерах фирма Fried. Krupp AG выпустила с использованием 240-мм морских орудий. Первая установка в этой серии носила название Theodor Otto и была вооружена 240-мм пушкой 24 см S.K. L 30. Длина ствола пушки составляла 30 калибров, пушка имела клиновой затвор, ее масса составляла 18 900 кг, а масса установки в целом — 113 100 кг.
Пушка стреляла фугасными снарядами массой 140,0 и 151,0 кг. При стрельбе снарядом с баллистическим наконечником массой 148,5 кг (начальная скорость 640 м/с) обеспечивалось поражение целей, удаленных на 18 700 м. Первая установка Theodor Otto была принята на вооружение в 1917 г. К концу войны германская армия потеряла в боях все выпущенные установки этого типа.
Это позволило повысить дальность стрельбы снарядами массой 140,0 кг до 19 100 м, а снарядами с баллистическим наконечником массой 151,0 кг — до 26 600 м.
В годы Первой мировой войны германской армией использовалось несколько десятков железнодорожных артиллерийских установок типа Theodor Karl.
В конце войны их было 12, по условиям Версальского договора все они были уничтожены в 1920 г.
Одновременно с установками Theodor Otto фирма Fried. Krupp AG выпускала и установки Theodor Karl, вооруженные 240-мм пушками 24 см S.K. L 40. В отличие от пушек установок Theodor Otto, эти пушки имели более длинные стволы, кроме того, к ним были разработаны усиленные пороховые заряды.
|
Используемая литература:
|
|
|
|
|
Артиллерия и минометы ХХ века.
|
Артиллерия СССР во второй мировой войне.
|
Современная артиллерия
|
Артиллерия: Иллюстрированная энциклопедия.
|
Энциклопедия артиллерии особой мощности
|
|