В 1934 г. Управление вооружений вновь созданного Вермахта пришло к выводу, что для разрушения долговременных огневых сооружений, построенных Францией и Бельгией на своих границах в будущей войне могут понадобиться мощные дальнобойные орудия, установленные в целях повышения их мобильности на железнодорожных транспортерах. В связи с этим ведущим германским оружейным фирмам было предложено представить свои предложения по созданию таких артиллерийских установок. Среди предложенных фирмой Fried.Krupp AG систем значилась и 210-мм сверхдальнобойная пушка на железнодорожном транспортере, представлявшая собой в сущности модернизированный вариант известной «Парижской пушки». Хотя применение этой пушки во время Первой мировой войны имело скорее не военное, а политическое и психологическое значение, фирма получила контракт на изготовление двух сверхдальнобойных пушек нового образца.
К пушке разработали фугасный снаряд массой 107,5 кг с головным и донным взрывателями. На ведущем пояске снаряда были выполнены нарезы, соответствующие нарезам в канале ствола. Таким образом, обеспечивалась обтюрация, то есть предотвращение прорыва из канала ствола пороховых газов, давление которых достигало величины 4600—5000 атмосфер. Из-за огромных нагрузок также пришлось сделать более толстыми стенки снаряда, так что заряд взрывчатых веществ в нем сократили до 7,85 кг, что, естественно, отрицательно сказалось на его могуществе. Следует отметить, что во время войны к пушке разрабатывали различные типы новых снарядов, обеспечивавших повышение дальности стрельбы до 125—160 км. А предложенный инженерами исследовательского центра в Пенемюнде стреловидный снаряд с начальной скоростью 1850 м/с мог поражать цели даже на расстоянии 250 км. Однако в конце 1944 г. все работы по новым снарядам были свернуты. Метательный заряд помещался в зарядной гильзе и двух или трех так называемых верхних зарядных картузах. Максимальная масса заряда составляла 241 кг. Под воздействием пороховых газов, образовавшихся при воспламенении метательного заряда снаряд развивал начальную скорость 1625 м/с и при угле возвышения орудия 55° мог поразить цель, удаленную на расстояние 115 км. Таким образом, пушка К12 (Е) по праву считается самым дальнобойным орудием Второй мировой войны. Спроектированный для пушки железнодорожный транспортер состоял из главной балки, установленной на двух балансирах, опиравшихся на две многоосные железнодорожные тележки каждый. Две передние тележки были пятиосными, а две задние — четырехосными. Пушку смонтировали между двух продольных несущих конструкций главной балки в люльке, снабженной мощной гидропневматической противооткатной системой. Уравновешивание огромной массы длинного ствола обеспечивалось массивной казенной частью. Большие размеры этой части, а также длина отката, составлявшая около метра, потребовали разместить цапфы пушки на такой высоте, при которой установка не вписывалась в железнодорожный габарит. Проблему удалось решить с помощью смонтированных на балансирах гидравлических подъемников, которые в боевом положении приподнимали главную балку вместе с люлькой и противооткатной системой примерно на 1 м. Это решение исключало удары казенной части ствола о рельсы железнодорожного пути, но имело один нюанс, который очень не нравился артиллеристам: поскольку заряжать пушку можно было только при опущенной главной балке, процесс подъема и опускания ее нужно было выполнять при каждом выстреле. Это обусловило относительно низкий темп стрельбы установки: 6 выстрелов в час. Для более равномерного распределения нагрузки на оси железнодорожных тележек и для уменьшения длины установки в походном положении, что было особенно важно при преодолении закругленных участков пути, ствол пушки можно было оттянуть назад примерно на 1,5 м. Конструкция транспортера позволяла наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от +25° до +55°. Простейшим способом наведения в горизонтальной плоскости было перемещение всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути. При этом корректировку наводки можно было выполнять в секторе ±0,12° посредством поворота главной балки на балансирах.
Для увеличения сектора горизонтального обстрела для рассматриваемой железнодорожной артиллерийской установки разработали Т-образное основание, которое не использовалось ни для одной другой установки: с помощью крана под углом 90° к основному рельсовому пути пристыковывался дополнительный рельсовый путь, установка своими передними тележками подкатывалась к этому пути и приподнималась. Передний балансир с его обоими тележками поворачивался на 90° и опускался на дополнительный путь, после чего он мог перемещаться по этому пути с помощью электрических двигателей тележек или локомотива, обеспечивая таким образом поворот главной балки на заднем балансире и таким образом — наведение орудия в горизонтальной плоскости. Использовался и стандартный для германской железнодорожной артиллерии времен Второй мировой войны способ горизонтальной наводки с помощью поворотного основания. При применении этого способа обеспечивался круговой обстрел. Первая 210-мм железнодорожная артиллерийская установка с пушкой К12(Е) была изготовлена в 1938 г. и в марте того же года введена в строй под обозначением K12V(E). Вторую установку фирма Fried. Krupp AG передала представителя Вермахта летом 1940 г. Она имела обозначение K12N(E). Обе установки поступили на вооружение 701-й батареи железнодорожной артиллерии, которую передислоцировали из Германии на атлантическое побережье Франции для реализации многолетней мечты германских генералов — обстрела территории Англии. Первые выстрелы были произведены в сентябре 1940 г., до середины 1941 г. обе пушки израсходовали 72 снаряда, которые взорвались в районе городов Rainham, Dover и Eastbourne. Вопреки ожиданиям, обстрел не дал того психологического эффекта, который имел место при обстреле Парижа во время Первой мировой войны — англичане лишь хладнокровно регистрировали места падения снарядов, тем более, что особого вреда они не причиняли — сказывалась недостаточная масса взрывчатых веществ. Возможно, недостаточная эффективность 701-й батареи заключалась также в том, что обычно боеготовой в ней была лишь одна установка, а вторая проходила ремонт или плановое техобслуживание. В апреле 1941 г. в рамках подготовки нападения на СССР 701-я батарея была придана группе армий «Юг», однако подходящих целей для орудий К12 так и не нашли и их вернули на Запад. Ахиллесовой пятой установок К12(E) являлась малая живучесть ствола — 80—100 выстрелов. Поскольку замена ствола требовала исключительно больших затрат времени и средств, германское командование весьма тщательно оценивало возможную эффективность обстрела той или иной цели установками К12(Е) и, как правило, приходило к выводу, что стволы стоит поберечь для еще более важных целей. По крайней мере, в течение всего 1942 г. было сделано лишь 11 выстрелов, да и то в учебных целях, а в конце войны, когда в Германии ощущалась острая нехватка взрывчатых веществ, на специальном предприятии разрядили около 500 снарядов к установкам К12(Е). В 1945 г. в строю оставалась одна установка К12(Е) с боезапасом в 84 снаряда. Как показал опыт Второй мировой войны, вследствие быстрого развития бомбардировочной авиации, а затем и ракетного оружия идея создания сверхдальнобойной пушки устарела уже в начале 30-х годов. Впрочем, эта истина была очевидна далеко не всем, так что вплоть до 80-х годов прошлого века в разных странах мира светлые головы принимались строить все новые и новые супер пушки (естественно, за счет средств налогоплательщика). Результат был, как правило, нулевым.
|