Торпедные катера типов «Ягуар» (проект 140/141) и «Цобель» (проект 142)
Германия
Тактико-технические характеристики
Тип «Ягуар» (Jaguar) (проект 140/141) Водоизмещение: 183,6 т. (проект 140) или 194,6 т. (проект 141) стандартное, 210 т. (проект 140) или 221 т. (проект 141) полное. Размерения: длина 42,6 м, ширина 7,1 м, осадка 2,3 м (проект 140) или 2,4 м (проект 141) ЭУ: четырехвальная дизельная (четыре двигателя компаний «Мерседес-Бенц» на проекте 140 или «Майбах» на проекте 141) мощностью 12 000 л. с.
Скорость хода: 43 уз. Дальность плавания: 1150 миль при 32 уз., 576 миль при 39 уз. Вооружение: две универсальные 40-мм АУ «Бофорс», четыре 533-мм ТА.
РЭВ: одна навигационная / ОНЦ РЛС Экипаж: 39 человек.
Первыми боевыми катерами в составе ВМС ФРГ стали три торпедных катера типа «S», сохранившиеся со Второй мировой войны, и шесть артиллерийских типа «Зильбермёве», построенных в середине 1950-х годов. С них началось развитие современных боевых катеров ВМС ФРГ. Уже в конце 1950-х годов в состав ВМС начали поступать первые из 40 катеров типа «Ягуар». Первоначально компания «Люрссен» (г. Вегезак), разработчик этого проекта, присвоила ему название «Шнелльбут-55», которое позднее было заменено на TNC 42. В ВМС ФРГ эти катера делились на две группы: 30 единиц с дизельными двигателями компании «Мерседес-Бенц» (проект 140) и 10 - фирмы «Майбах» (проект 141). В состав катеров типа «Ягуар» входили «Ильтис», «Ягуар», «Леопард», «Луке», «Вольф», «Тигр», «Пантер», «Лёве», «Фукс», «Mapдер», «Зееадлер», «Альбатрос», «Кондор», «Грайф», «Фальке», «Гайер», «Буссард», «Хабихт», «Шпербер», «Корморан», «Вайхе», «Краних», «Альк», «Шторьх», «Пеликан», «Хёхер», «Эльстер», «Райер», «Пингвин» и «Доммель».
Катера строились компаниями «Люрссен» (32 единицы) и «Крёгер» (8). Они значительно превосходили по своим возможностям катера типа «Зильбермёве», так как, в отличие от своих предшественников, имевших две 20-мм пушки (позднее замененных одной 40-мм АУ «Бофорс»), были вооружены двумя 40-мм АУ «Бофорс» и ТА с четырьмя тяжелыми торпедами. Они могли также осуществлять постановку мин, для чего на корме имелись рельсовые направляющие. Однако эту операцию можно было проводить только после демонтажа двух кормовых ТА.
К середине 1970-х годов эти катера перестали отвечать предъявляемым требованиям. Десять из них передали Греции, такое же количество Турции, один Франции (в качестве мишени), один стал музеем, а остальные продали на металлолом.
В начале 1960-х годов компаниями «Люрссен» и «Крёгер» были построены десять катеров (семь и три соответственно) типа «Цобель» (проект 142), оснащенные ЭУ компании «Мерседес», с модифицированными надстройкой, ходовым мостиком и мачтами. Они получили названия «Цобель», «Визель», «Дакс», «Хермелин», «Нерц», «Пума», «Гепард», «Хиен», «Фреттхен» и «Оцелот». К середине 1980-х годов они были признаны устаревшими, и шесть из них передал Турции.