Самоходный гаубичный транспортер
«Heuschrecke» IVB |
Германия
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
Heuschrecke IVB
|
Расчет, человек
|
5
|
Масса, кг
|
17000
|
Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м
|
5,9 х 2,87 х 2,25
|
Силовая установка
|
бензин. дв.-«Майбах»
|
Мощность двигателя, л/с
|
188
|
Максимальная скорость движения, км/ч
|
45
|
Запас хода, км
|
250
|
Вооружение
|
105-мм гаубица
|
|
|
|
|
|
|
Концепция этого специализированного орудийного транспортера была в новинку для Германии, когда она впервые начала обсуждаться в 1942 году. Нужна была не просто очередная САУ, а именно транспортер для орудия, заключенного в башню. На позиции орудие должно было сниматься с танкового корпуса и устанавливаться на него после боя. Точное тактическое назначение такого вида оружия остается до сих пор неясным - ведь в 1942 танковые дивизии вермахта диктовали правила ведения маневренной войны всем своим противникам и не было никакой необходимости в обособленном и статичном артиллерийском орудии.
В 1942 году было выпущено восемь образцов таких транспортеров, названных «Хойшреке» IVB («Саранча»). Это были модифицированные танки PzKpfw IV, в задней части корпуса которых монтировался небольшой портал для снятия башни со 105-мм легкой полевой гаубицей. Башня могла быть поставлена на землю для стрельбы или букcиpoвaтьcя за танком на колесах, хранящихся здесь же для этой цели. А танк во время боя мог служить подвозчиком боезапаса.
Выпущенные опытные машины были, без сомнения, применены в деле - одна из них была захвачена и находится сейчас в Императорском Военном музее в Лондоне. Новых серийных образцов больше не выпускалось.
К 1944 году на всех фронтах немецкая армия заняла позицию в обороне и пробовалось все, что могло помочь остановить наступление союзников. Были начаты разработки разнообразных опытных образцов самоходного транспортера. Одна промежуточная конструкция предусматривала перевозку обычной полевой 105-мм гаубицы leFH18/40 в бронированной надстройке поверху модифицированного шасси Gеsсhtzwаgеп III/IV (обычно используемого для установки «Хуммель» ). Гаубица могла стрелять непосредственно во время движения, но посредством талей также снималась с корпуса транспортера и после присоединения колес и сошников могла вести огонь как обычная полевая гаубица. Эта модель не поступила в производство, так как за ней последовали другие, а вскоре Вторая мировая война была закончена.
Все описанные модели конца 1944 и начала 1945 годов использовали принцип съемной башни. Аналогично образцу «Хойшреке» IVB 1942 года. Пробовали использовать различные типы шасси, включая модифицированные PzKpfw IV и Gеsсhьtzwаgеп III/IV. В качестве орудий использовали 105-мм или 150-мм гаубицы, устанавливаемые на крестообразную станину.
Все предложенные конструкции были слишком сложными и так и не были запущены в серийное производство.