132-мм ПУ М-13 наиболее широко применялись советскими войсками во время войны. Они были разработаны в конце 30-х годов, и когда немцы вторглись в СССР, имелись всего несколько промышленных образцов М-13 и небольшой запас ракет. Именно они и были срочно запущены в производство, и приняли боевое крещение в июле 1941 года, под Смоленском. 3а 10 секунд одна батарея М-13, стреляя фугасными зарядами, накрывала морем огня очень большую площадь - такого в военных действиях еще никогда не было. Первые батареи М-13 относились к особым подразделениям. Пусковые установки для оперенных ракет М-13 транспортировались на полноприводных грузовиках ЗИС-6 с рельсовыми направляющими для 16 ракет. Советские солдаты называли рельсы флейтами за их перфорированные бока. Одно время установку называли орудием Костикова по фамилии их предполагаемого изобретателя, но скоро прижилось имя «Катюша». В целях секретности установки между боями обычно накрывались брезентом. Но уже скоро М-13 стали применяться повсеместно. Базовая модель ракеты М-13 имела дальность полета 8000-8500 м. Обычная боеголовка была фугасно-осколочного типа и, как и у всех ракет, с хвостовыми стабилизаторами, точность стрельбы была невысокой. Но это не и мело решающего значения, так как стрельба ракетами М-13 обычно велась массированно. В следующих моделях М-13 часть отходящих газов отклонялась для создания реактивного момента вращения, что увеличивало точность попадания. Дальность при этом уменьшалась незначительно. Как уже было сказано, первые установки БМ-13-16 имели 16 рельсовых направляющих; с началом поставок по ленд-лизу в качестве мобильных носителей «Катюш» стали переоборудоваться грузовики «Студебекер», «Форд», «Шевроле», «Интернешнл» ; подошли для этого также артиллерийские тягачи STZ-5 и другие машины. Установки БМ-13-16 не могли разворачиваться на месте, а их угол возвышения был очень небольшим, поэтому наведение сводилось к установке машины-носителя в общем направлении на цель. На некоторых машинах для защиты водительской кабины и расчета от пламени залпов предусматривались стальные пластинчатые заслонки. В ходе войны для М-13 вводились боеголовки новых типов; бронебойные, осветительные для ночного времени суток, зажигательные и сигнальные. Одна из моделей. М-13-ДД, имела два ракетных двигателя, одновременно срабатывающих при пуске, что повышало дальность стрельбы до 11800 м. Такими ракетами стреляли только с верхних рельсовых направляющих, и они были самыми дальнобойными из всех, примененных в войну. После 1945 года батареи М-13 оставались на вооружении Советской Армии до 1980 года, когда им на смену пришло современное оружие. Но они были на вооружении многих армий мира и позднее, только взамен старых машин времен войны использовались современные носители. Фактически военная служба М-13 продолжилась и в XXI столетии: Китай продолжает применять такую же модель, тип 74, для постановки минных полей. Установка смонтирована в задней части корпуса трехосного полноприводного грузовика СА-30А и представляет I - образную каркасную конструкцию для пуска десяти 284-мм ракет, каждая из которых снаряжена 10 противотанковыми минами.
|