500-мм железнодорожная артиллерийская установка ТГ-1 |
СССР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
ТГ-1
|
Калибр, мм
|
500
|
Длина ствола, калибров
|
27,7
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+70°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
6°
|
Масса в походном положении, кг
|
353300
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
2050
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
450
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
24820
|
|
|
|
|
|
|
По примеру армий других ведущих государств мира, командование РККА стремилось иметь в своем распоряжении не только сверхдальнобойные 356-мм железнодорожные артиллерийские установки ТП-1, но и сверхмощные гаубичные железнодорожные установки.
Как показал опыт боевых действий на Западном фронте в годы Первой мировой войны, именно такие установки являлись наиболее эффективным оружием для уничтожения вражеских укреплений с многометровыми железобетонными перекрытиями.
Относительно калибра орудия такой установки у советских специалистов первоначально не было единого мнения, поэтому в Артиллерийском научно-исследовательском институте в 1937 году провели тщательный анализ вариантов железнодорожных артиллерийских установок с гаубицами калибром 450, 475 и 500 мм.
В результате этих работ выяснилось, что наилучшими баллистическими характеристиками будет обладать 450-мм гаубица.
Действие по бетону у всех гаубиц предполагалось одинаковое, но действие по грунту должно было быть лучше у 500-мм гаубицы. Ей и отдали предпочтение.
Проектирование гаубицы вело ОКБ-172, оно же было и разработчиком железнодорожной артиллерийской установки в целом. К работам по созданию установки были привлечены также организации и предприятия, задействованные в проектировании и постройке 356-мм установки ТП-1.
Гаубица ТГ-1 имела ствол длиной 27,7 калибра (13 858 мм), длина нарезной части ствола составляла 22,1 калибра (11 055 мм). Ствол был снабжен лейнером, запирание канала ствола осуществлялось двухтактным поршневым затвором.
Масса ствола достигала значительной величины — 85 100 кг.
К гаубице разработали два боеприпаса: бетонобойный с весом снаряда 2050 кг и взрывчатого вещества — 205 кг и фугасный (соответственно, 1450 кг и 276 кг).При угле падения 70° бетонобойный снаряд мог пробить бетонное перекрытие толщиной 4,4 м.
Для бетонобойного снаряда предусмотрены четыре заряда для начальных скоростей: 490, 430, 380 и 340 м/сек. При стрельбе полным зарядом весом 210 кг дальность была 19 500 м.
Фугасный снаряд имел шесть зарядов для скоростей 600, 540, 480, 430, 390 и 450 м/сек. При стрельбе полным зарядом весом 233 кг дальность стрельбы фугасного снаряда 24 820 м.
Спроектированный для гаубиц железнодорожный транспортер по основным узлам и агрегатом унифицирован с транспортером установки ТП-1. Основные отличия заключались в конструкции смонтированного на транспортере станка, допускавшего осуществлять наводку в вертикальной плоскости в диапазоне от +15° до +70°, а также в отсутствии приспособлений для размещения установки ТГ-1 на постоянной огневой позиции с бетонным основанием.
Последнее обстоятельство объясняется тем, что гаубица не предназначалась для пользования в системе береговой обороны и потому не было нужды в обеспечении кругового обстрела. Основным вариантом боевого использования ТГ-1 была стрельба с рельсового пути.
При этом наведение орудия в горизонтальной плоскости осуществлялась перемещением всей установки по закругленным участкам рельсового пути, а механизмы транспортера позволяли производить лишь корректировку горизонтальной наводки в секторе ±3°.
В соответствии с планами АК ГАУ Новокраматорский механический завод должен был к концу 1942 года изготовить 16 установок ТГ-1, предназначенных для вооружения артиллерийских батарей особой мощности резерва Главного командования. Батареи установок ТГ-1 должны были иметь такую же организационную структуру, что и батареи ТП-1: три артиллерийских транспортера; три вагона — силовые станции (по одной на орудие); шесть вагонов-погребов (по два на орудие) с 24 выстрелами в каждом вагоне; один вагон — батарейный пост, один вагон — центральный пост. Предполагалось также иметь подвижную базу с двумя запасными вагонами — погребами на орудие и средствами для восстановления разрушенного участка железнодорожного пути длиной до 40 метров.
Как и в случае установок ТП-1, работа по установкам ТГ-1 велась с некоторым отставанием от графика, хотя вполне вероятно, что к запланированному сроку предприятия смогли бы выполнить задание — оборонная промышленность СССР в предвоенные годы работала по трехсменному графику, а за срыв правительственных заданий карали строго. Однако к началу Великой Отечественной войны были готовы лишь одна качающаяся часть ТГ-1 и один транспортер.
С началом войны все работы по установке ТГ-1 прекратили.
|
Используемая литература:
|
|
|
|
|
Артиллерия и минометы ХХ века.
|
Артиллерия СССР во второй мировой войне.
|
Современная артиллерия
|
Артиллерия: Иллюстрированная энциклопедия.
|
Энциклопедия артиллерии особой мощности
|
|