356-мм железнодорожная артиллерийская установка ТП-1 |
СССР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
ТП-1
|
Калибр, мм
|
355,6
|
Длина ствола, калибров
|
54,4
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+50°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
6/360°
|
Угол склонения, град.
|
-5°
|
Масса в походном положении, кг
|
36400
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
750
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
870
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
48900
|
|
|
|
|
|
|
В отличие от железнодорожных артиллерийских установок серии ТМ 356-мм (14-дюймовая) железнодорожная установка ТП-1 предназначалась в первую очередь для решения боевых задач в интересах сухопутных войск. Предусматривалось также использование ее для борьбы с линейным флотом и мониторами противника. Проектирование и строительство установок ТП-1 осуществлялось под руководством АК ГАУ РККА, командование РККФ получало лишь ограниченную информацию о ходе работ по установке.
Тактико-технические требования на установку ТП-1 были утверждены в феврале 1938 года. В том же году головным разработчиком проекта ТП-1 было назначено ОКБ-172, ему же поручалась разработка документации на качающуюся часть установки (ствол пушки, противооткатные устройства и люлька). Проектирование транспортера осуществляло ЦКБ-19. К работам были подключены также НИИ-13 (вопросы внешней и внутренней баллистики) и НИИ-24 (проектирование снарядов).
Еще на этапе проектирования установки, в августе 1938 года были определены заводы-изготовители: головное предприятие, производящее монтаж железнодорожных систем и всей установки в целом — Новокраматорский механический завод (НКМЗ); качающуюся часть должен был изготавливать завод № 221 «Баррикады»; железнодорожные тележки с механизмами передвижения — завод «Красный Профинтерн»; электрическая часть поручалась Харьковскому электротехническому заводу (ХЭТЗ); муфты Дженни (универсальные регуляторы скорости) — заводу им. Кирова в Ленинграде; вагоны-погреба и вагон-электростанция должны были строиться заводом «Красный Профинтерн»; двигатели «Коминтерн» заказывались заводу № 183 (ХПЗ); приборы управления артиллерийским огнем должен был делать завод № 212, прицелы — завод № 172; снаряды — завод № 3, а заряды — заводы № 40 и № 59.
Уже из приведенного выше перечня заводов-изготовителей видно, какой огромный объем работ необходимо было выполнить для создания установки. При этом дополнительные сложности были обусловлены решением АК ГАУ использовать для вооружения железнодорожной установки 356-мм пушку, еще находившуюся в 1938 году в стадии разработки.
Эта пушка первоначально предназначалась для башенных установок МК-12 линкоров типа «Б», однако после прекращения работ по установкам МК-12 пушку решили доработать для использования на железнодорожной артиллерийской установке.
Пушка имела ствол длиной 54,4 калибра (19365 мм), длина нарезной части ствола составляла 44,4 калибра. Ствол был выполнен с лейнером, затвор был поршневой двухтактный, открывающийся вверх (скорострельность пушки составляла 1,33 выстрела в минуту).
К пушке были разработаны 4 типа снарядов: бронебойный, фугасный, дальнобойный и «комбинированный».
Бронебойный и фугасный снаряды имели одинаковый вес 750 кг и различались весом взрывчатого вещества. На расстоянии 11 км бронебойный снаряд должен был пробивать по нормали 440-мм цементированную броню, а на расстоянии 30 км — 230-мм. Дальнобойный снаряд был обычным фугасным снарядом, только меньшего веса (495 кг). Комбинированным в 20—40-е годы считался подкалиберный снаряд. Вес подкалиберного снаряда с поддоном составил 234,4 кг, а вес «активного снаряда» диаметром 230 мм — 126,8 кг. Интересно, что для подкалиберного снаряда был спроектирован специальный лейнер с более крутой нарезкой.
При стрельбе полным зарядом бронебойный и фугасный снаряды развивали начальную скорость 870 м/сек, дальность стрельбы ими составляла 48 900 м. Расчетная дальность стрельбы подкали-берным снарядом, имевшим начальную скорость 1425 м/сек (!), достигала ни много, ни мало 113000 м.
Спроектированный специально для установки ТП-1 железнодорожный транспортер включал главную балку, которая через балансиры опиралась на четыре четырехосные железнодорожные тележки. Транспортер отличался высоким уровнем механизации всех работ, связанных с подготовкой орудия к стрельбе.
В соответствии с тактико-техническими требованиями, установка ТП-1 могла вести стрельбу как с железнодорожного пути, так и с бетонного основания. При стрельбе с пути использования так называемый «подводимый фундамент» — на шпалы укладывались дополнительные рельсы и поперечные деревянные брусья, на которые опускалась главная балка. Для более эффективного гашения энергии отдачи использовались и две выносные опоры, упиравшиеся в деревянные щиты, вкопанные в грунт по обе стороны транспортера.
При этом варианте боевого использования ТП-1 горизонтальное наведение орудия осуществлялось перемещением всей установки по криволинейным участкам железнодорожного пути. Механизмами транспортера допускалась лишь корректировка горизонтальной наводки в секторе ±3°.
Круговой обстрел обеспечивался в случае установки транспортера на специально подготовленное бетонное основание, аналогичное тому, которое использовалось в береговой артиллерии РККФ для установок ТМ-1-14, ТМ-2-12 и ТМ-3-12.
Конструкция ходовой части транспортера была выполнена таким образом, что установка могла перемещаться по всем нормальным (1524-мм) железнодорожным путям СССР со скоростью до 50 км/час и обладать возможностью переходить на узкую европейскую колею (1435-мм). Транспортер должен был проходить стрелочные кривые радиусом в 200 м.
Следует также отметить, что для проведения полигонных испытаний пушки был разработан так называемый подвижной универсальный полигонный станок ТПГ, представлявший собой транспортер упрощенной конструкции, который в то же время должен был иметь те же общие габариты, тележки, балансиры, главную балку, механизмы наведения и подачи и другое, как и боевые транспортеры.
В соответствии с планами командования РККА установки ТП-1 должны были поступать на вооружение железнодорожных артиллерийских батарей особой мощности резерва Главного командования. В состав каждой такой батареи должны были включаться три артиллерийских транспортера; три вагона — силовые станции (по одной на орудие); шесть вагонов-погребов (по два на орудие) с 24 выстрелами в каждом вагоне; один вагон — батарейный пост (по типу ТМ-3-12), один вагон — центральный пост (по типу ТМ-3-12).
Кроме того, в составе подвижной базы должно было быть по два запасных вагона-погреба на орудие, установка для смены лейнера (позднее от нее отказались) и средства для восстановления разрушенного пути длиной 40 м.
ПВО батареи ТП-1 должна была состоять из дивизиона трехбатарейного состава на механической тяге. Для возки артиллерийских транспортеров, вагонов-погребов и др. должны были использоваться паровозы типа «Э». Как и у батарей морских железнодорожных установок, предусматривалось также наличие батарейного поста с разборной вышкой и центрального поста.
По имеющимся данным, к концу 1942 года планировалось изготовить 14 установок ТП-1. Опытный образец ТП-1 был включен в заказ 1939 года со сроком готовности — III квартал 1940 года. Однако в силу ряда причин работы велись с отставанием от графика, так что к началу Великой Отечественной войны была изготовлена только одна качающаяся часть установки. В годы войны работы по этой установке не проводились, также нет сведений о возобновлении этих работ по окончании войны.
|
Используемая литература:
|
|
|
|
|
Артиллерия и минометы ХХ века.
|
Артиллерия СССР во второй мировой войне.
|
Современная артиллерия
|
Артиллерия: Иллюстрированная энциклопедия.
|
Энциклопедия артиллерии особой мощности
|
|