Разработку железнодорожной артиллерийской установки с мощной 457-мм (18-дюймовой) гаубицей фирма Elswick Ordnance Со. начала довольно поздно — в 1917 году, хотя острую потребность в таких орудиях британская армия ощущала уже в 1915 г. Причина задержки была простой — у англичан не было подходящих орудий такого калибра, а разработка нового потребовала определенного времени. Как бы то ни было, в 1918 г. все проектные работы были завершены, и конструкторская документация поступила в производственные цеха все той же фирмы Elswick Ordnance Co. Ствол гаубицы имел необычайно большую длину — 36 калибров. Длина нарезной части ствола составляла 30,2 калибра. Гаубица имела поршневой затвор, ее масса равнялась 87074 кг. Гаубица стреляла фугасными снарядами массой 1134,0 кг (для сравнения — масса боеголовки германской ракеты V-2 составляла 1000 кг). При начальной скорости 573 м/с дальность стрельбы достигала 20 400 м. Имеются также сведения о создании в 1944 г. к гаубице бетонобойного снаряда массой 1238,4 кг. За созданной таким образом гаубичной железнодорожной артиллерийской установкой было сохранено название, первоначально принадлежавшее 355-мм пушечной установке — Boche-Buster, что в вольном переводе означает «Уничтожитель свинских собак» (под «свинскими собаками — бошами в британской пропаганде времен Первой мировой войны понимались немцы). В 20-х и 30-х годах прошлого века это название было не вполне политкорректным, однако с началом Второй мировой войны оно вновь стало актуальным. Впрочем, введенной в состав береговой обороны Англии установке под этим названием так и не довелось пострелять по германским войскам — дальность ее огня не перекрывала ширину пролива между Англией и континентом, а планировавшееся вторжение немцев так и не состоялось. В 1943 г. гаубичную железнодорожную установку Boche-Buster включили в состав полка сверхтяжелой железнодорожной артиллерии, предназначенного для действий на территории Западной Европы после высадки там войск союзников. Однако железнодорожная сеть Западной Европы оказалась настолько основательно разрушенной авиацией союзников и партизанами, что от использования железнодорожной артиллерии пришлось отказаться, а полк так и не принял участие в боевых действиях. В 1945 г. его расформировали, а материальную часть списали на металлолом.
|