305-мм гаубица Mk3 на железнодорожном транспортере Mk2 |
Великобритания
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
305-мм гаубица Mk3
|
Калибр, мм
|
304,5
|
Длина ствола, калибров
|
18,8
|
Наибольший угол возвышения, град.
|
+65°
|
Угол горизонтального наведения, град.
|
40/360°
|
Масса в боевом положении, кг
|
61700
|
Масса в походном положении, кг
|
61700
|
Масса фугасного снаряда, кг
|
340,2
|
Начальная скорость снаряда, м/с
|
447
|
Наибольшая дальность стрельбы, м
|
13120
|
|
|
|
|
|
|
Опыт создания железнодорожной артиллерийской установки с 305-мм гаубицей Мк1 позволил конструкторам фирмы Elswick Ordnance Со. приступить к разработке установки с более дальнобойной 305-мм (12-дюймовой) гаубицей МкЗ.
Появление этой гаубицы было обусловлено требованиями британских генералов увеличить дальность стрельбы, так как оборонительные полосы германских войск были эшелонированы на большую глубину и британские войска взломав в ходе наступления первые полосы обороны неизменно останавливались немцами на последующих полосах. Прорыв этих полос требовал определенной подготовки, что означало потерю темпа наступления. Немцы успевали перебросить к участку прорыва резервы и после кровопролитных боев, как правило, вновь захватывали утраченные позиции. Поэтому британским войскам потребовались мощные дальнобойные гаубицы, способные разрушить укрепления противника на всей глубине его обороны.
Гаубица МкЗ представляла собой усовершенствованный вариант 305-мм гаубицы Мк1 и в принципе удовлетворяла этим требованиям. Благодаря увеличенной до 18,8 калибров длине ствола начальная скорость снаряда повысилась до 447 м/с, что в свою очередь позволило поражать цели на дальности 13 120 м. Для стрельбы использовали фугасные снаряды массой 340,2 кг.
К гаубице разработали 11 переменных снарядов, позволявших подбирать вес боевого заряда в зависимости от дальности стрельбы, рельефа местности и характера цели. Кроме повышения возможности маневра огнем это обеспечивало и экономию пороха, что в условиях затяжной войны «на истощение» имело большое значение.
Гаубицу МкЗ устанавливали на том же железнодорожном транспортере Мк1, на котором выпускали гаубицу Мк1.
Поскольку масса гаубицы МкЗ увеличилась по сравнению с Мк1 лишь на 2423 кг, необходимость в усилении несущих конструкций транспортера отсутствовала.
В то же время были существенно улучшены условия работы расчета, смонтирована лебедка для возврата установки в исходное положение после выстрела.
Масса установки в целом возросла до 61 700 кг.
Конструкция смонтированного на транспортере станка в принципе позволяла вести круговую стрельбу, но в целях обеспечения необходимой устойчивости установки предписывалось стрелять вдоль железнодорожного полотна с углом горизонтальной наводки до 20° в обе стороны. В вертикальной плоскости орудие наводилось в диапазоне углов от +40° до +65°.
Железнодорожная артиллерийская установка с 305-мм гаубицей МкЗ серийно выпускалась вплоть до окончания Первой мировой войны.
По окончании войны их поставили на консервацию, а в 1939 г. извлекли со складов, модернизировали и стали использовать в системе береговой обороны на восточном побережье Англии.
В 1945 г. их сняли с вооружения.
|
Используемая литература:
|
|
|
|
|
Артиллерия и минометы ХХ века.
|
Артиллерия СССР во второй мировой войне.
|
Современная артиллерия
|
Артиллерия: Иллюстрированная энциклопедия.
|
Энциклопедия артиллерии особой мощности
|
|
|
Вся размещенная на сайте информация является собственностью администрации.
При копировании материалов, ссылка на zonawar.ru обязательна.
|
|
|