Патрульные подводные лодки типа «Гётланд» |
Швеция
|
Лодки типа А19, или «Гётланд», (Gotland), стали итогом исследований и предварительных уточнений конструктивных параметров, проведенных с компанией «Коккумс» в октябре 1986 г. и направленных на разработку подводной лодки с обычной энергетической установкой для замены устаревших лодок типа «Шёормен». Новые лодки представляли собой дальнейшее развитие типа А17, или «Вестергётланд». Три лодки - «Гётланд», «Аппланд» (Uppland) и «Халланд» (Halland) - были заказаны компании «Коккумс» в марте 1990 г., однако заказ на строительство еще двух единиц в связи с изменившимися обстоятельствами не был выполнен. В сентябре следующего года, перед закладкой первой лодки, реализация программы была временно приостановлена для переработки проекта с тем, чтобы уже в ходе постройки, а не в последующий период, произвести монтаж воздухонезависимой энергетической установки, работающей на жидком кислороде и дизельном топливе в гелиевой среде для значительного увеличения подводной автономности лодки. Корпус был удлинен на 7,5 м. (24 фута 7 дюймов) для размещения двух таких систем с зарезервированным объемом для установки еще двух систем, если они докажут свою эффективность. В этом случае, по-видимому, лодки смогут следовать со скоростью 6 уз. в подводном положении в течение нескольких недель без использования устройства РДП.
Подводные лодки были заложены в 1992-1994 гг., спущены на воду в 1995-1996 гг. и введены в состав флота в 1996-1997 гг. Удлинение корпуса привело к увеличению водоизмещения на 200 т. Другим усовершенствованием, отличающим эти лодки, стала установка перископа с оптоэлектронными датчиками - единственного выдвижного устройства, шахта которого пронизывает прочный корпус лодки. Шумность лодки в подводном положении в дальнейшем была снижена за счет установки шумопоглощающего покрытия.
Торпедное вооружение.
Все торпедные аппараты размещены в носовой части лодки и включают четыре 533-мм (21-дюймо-вых) над двумя 400-мм (15,75-дюймовыми). Аппараты большего калибра со свободным выходом торпеды используются для применения управляемых по проводам противокорабельных торпед типа 613 с пассивным самонаведением или (начиная с 2000 г.) торпед с активно-пассивным наведением типа 62: первые с 240-килограммовыми (529-фунтовыми) боевыми частями, снаряженными обычным ВВ, скоростью хода 45 уз и радиусом действия 20 км (12,4 мили); вторые с 250-килограммовыми (551-фунтовыми) боевыми частями с обычным ВВ, скоростью хода 20-50 уз и радиусом действия до 50 км (31,1 мили). Вместо тяжелых торпед лодка может вооружаться 12 минами Тр 47, которые сами достигают предварительно назначенной позиции установки, прежде чем лечь на грунт. Дополнительно 48 мин могут устанавливаться на внешних креплениях. Торпедные аппараты меньшего калибра могут заряжаться парой управляемых по проводам противолодочных торпед типа Тр 432/451 с активно-пассивным самонаведением, каждая из которых имеет 45-килограммовую (99-фунтовую) боевую часть с обычным ВВ, скорость хода 25 уз и радиус действия 20 км (12,4 мили).