Аэромобильная самоходная противотанковая пушка
М56 «Скорпион» (Scorpion) |
США
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
М56 «Скорпион»
|
Расчет, человек
|
4
|
Масса, кг
|
7030
|
Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м
|
5,841 х 2,577 х 2.067
|
Силовая установка
|
6-цил. карбюраторн.
Континентал
|
Мощность двигателя, л/с
|
200
|
Запас хода, км
|
225
|
Максимальная скорость движения, км/ч
|
45
|
Угол преодолеваемого откоса
|
60°
|
Высота преодолеваемого препятствия, м
|
0,762
|
Ширина преодолеваемого рва, м
|
1,524
|
|
|
|
|
|
|
Важнейшим противотанковым оружием, не считая ручного, которое применяли воздушно-десантные войска США во Второй мировой войне, была буксируемая джипом 57-мм противотанковая пушка M1; фактически это была английская 6-фунтовая пушка, выпускаемая в США. После войны появилась заявка на разработку высокомобильной самоходной противотанковой пушки, которая могла бы сбрасываться с парашютом на первых этапах любой воздушно-десантной операции и имела бы при этом примерно такую же огневую мощь, как танк. Два таких прототипа, Т101, были изготовлены компанией «Калиллак Мотор Кар Дивижн», подразделением корпорации «Дженерал Моторз». Их испытания и доработка дали усовершенствованную модель Т101Е1, которая и была запущена в серийное производство как 90-мм самоходная противотанковая пушка М56 или «Скорпион». Ее выпуском в 1953-1959 годах занималась компания-разработчик. Оружие было выделено только двум аэромобильным дивизиям: 82 и 101-й В1960 году его заменила разработанная компанией «Шеридан» бронированная разведывательно десантная машина М551 После этого часть М56 была продана Испании и Марокко, а часть послана во Вьетнам, где они использовались армией США для огневой поддержки. Корпус М56был клепаным, из стали и алюминия; двигатель и передача - впереди, пушка - в центре, а отсек для расчета - сзади. Двигатель работал на трансмиссию с одной задней и двумя передними передачами производства компании «Иллисон» (подразделение «Дженерал Моторз»), далее напряжение поступало на приводы по обоим бортам машины Подвеска торсионная, с 4 колесами на пневмошинах, направляющим катком сзади и ведущей звездочкой впереди; натяжные катки отсутствовали. Гусеницы были изготовлены из бесконечной резиновой ленты со стальным окаймлением.
Главное орудие, 90-мм пушка М54, имело дульный тормоз и вертикально-клиновой затвор. Ее ручной привод позволял из менять угол вертикального на ведения от -10 до +15°, а угол горизонтального - на 30° вправо и влево. Боекомплект, хранимый в пространстве под пушкой и за ней, включал 29 унитарных снарядов, в том числе бронебойно-трассирующие, кумулятивно-трассирующие, фугасные, фугасно-трассирующие, фугасно бронебойные. Основной недостаток М56, имевшей гораздо большую огневую мощь, чем легкий танк М41 с его 76 мм пушкой, слишком легкое шасси В связи с чем после выстрела 90-мм пушки машина часто отскакивала на несколько футов назад, и цель переставала быть видимой из-за облака пыли, поднятой дульной вспышкой.
Еще одним недостатком было полное отсутствие броневой защиты для экипажа машины не считая небольшого орудийного щита. Водитель сидел за рулем слева от пушки, а сзади него находился стрелок, снабженный прицелом с увеличением х4,1 или х8. Справа от места водителя располагался ящик с рацией, на котором сидел командир Двое остальных наименее везучих членов экипажа размещались с правого борта, рядом с выхлопной трубой.
Шасси М56 использовалось при создании различных боевых машин: БМП с гораздо более высокой надстройкой с задним отсеком для пехоты, самоходных 81- и 106-мм гаубиц 106 мм безоткатной противотанковой пушки М40, пусковой ракетной установки и зенитной установки с четырьмя 12,7-мм пулеметами М2НВ Ни одна из этих моделей не была пущена в производство.
Фотографии самоходной противотанковой пушки М56 «Скорпион»