Аэромобильная самоходная
противотанковая пушка АСУ-57 |
СССР
|
|
|
|
|
|
Тактико-технические характеристики
|
АСУ-57
|
Расчет, человек
|
3
|
Масса, кг
|
3350
|
Габаритные размеры: дл. х шир. х выс., м
|
6.48 х 2,086 х 1,18
|
Силовая установка
|
бензин. дв. М20Е
|
Мощность двигателя, л/с
|
55
|
Максимальная скорость движения, км/ч
|
45
|
Запас хода, км
|
250
|
Глубина преодолеваемого брода, м
|
1.4
|
Угол преодолеваемого откоса, град
|
60°
|
Высота преодолеваемо препятствия, м
|
0.5
|
|
|
|
|
|
|
Штурмовое аэромобильное орудие АСУ-57, разработанное в 50-х годах специально для воздушно-десантных дивизий, увидели впервые на первомайском параде на Красной площади в 1957 году. Естественным прототипом для него была самоходная противотанковая пушка ЗИС-2 (М1943) времен Второй мировой войны, а двигатель - от гражданского автомобиля «Победа».
Корпус АСУ-57 был цельносварным алюминиевым, однородной толщины 6 мм, что делало установку весьма уязвимой. Двигатель размещался впереди справа, система охлаждения - слева, а передача - в лобовой части корпуса. В задней его части располагался открытый сверху отсек для расчета: справа сидели водитель и заряжающий; командир, выполняющий также функции стрелка, сидел слева. Перед водителем и командиром была установлена бронированная стенка с вырезанными в ней двумя смотровыми амбразурами. Когда орудие находилось вне района боев, стенка могла быть откинута вперед и вниз, что улучшало обзор. Верх АСУ-57эакрывался брезентом, а балка против опрокидывания машины в кювет часто крепилась сзади.
АСУ-57 преодолевала водную преграду глубиной до 0,7 м, но не была оснащена системой защиты от ОМП. Пушка с нарезным стволом 4-51 или Ч-51М была установлена с небольшим смещением от оси симметрии установки. Пушка 4-51 была первой моделью этой серии орудий, с длинным стволом и многощелевым дульным тормозом. После нее последовала Ч-51М, с более коротким стволом и дульным тормозом с двумя отражательны ми перегородками.
У обеих пушек был вертикально-клиновой затвор и гидравлически-пружинная система тормоза отката. В боекомплект входили: фугасно-осколочный снаряд (с начальной скоростью 695 м/ с), бронебойный (начальная скорость 980 м/с), пробивающий броню толщиной 85 мм при фронтальном касании на дистанции 1000 м, а также кумулятивный снаряд, пробивающий на той же дистанции броню толщиной 100 мм. В корпусе перевозилось 30 боеприпасов; опытный расчет мог обеспечить максимум 10 выстрелов в минуту. Подъем (от -5 до +12°) и поворот (по 8° на борт) ствола осуществлялись вручную. Самоходка часто использовалась для перевозки до 4 парашютистов. Смонтированный на ней пулемет калибра 7,62 мм мог быть снят и установлен на земле.
Советская воздушно-десантная (аэромобильная) дивизия состояла из трех пехотных полков, в каждом из которых был один батальон с тремя батареями по 6 орудий в каждой. Таким образом, дивизия располагала 54 орудиями. После замены в войсках первого эшелона новыми АСУ-85, с более мощной пушкой и броневой защитой, АСУ-57 использовались для целей обучения. Интересно отметить, что АСУ-57 была разработана примерно в то же время, что и американская противотанковая САУ М56 с 90-мм пушкой.
В начале использования АСУ-57 орудие помещали в специальный контейнер; военно-транспортный самолет Ту-4 мог перевозить их по одному под каждым крылом. С вводом в эксплуатацию Ан-12 стала возможной транспортировка двух АСУ-57 внутри на индивидуальных поддонах. Они оснащались парашютами и системой мягкого приземления.
Фотографии самоходной противотанковой пушки АСУ-57