Огромная мощь 305-мм мортир М 1890, установленных на железнодорожные транспортеры М 1918 М II произвела сильное впечатление не только на германские войска, но и на командование американского экспедиционного корпуса, действовавшего в годы Первой мировой войны на территории Франции. В то же время, анализ их боевого использования показал, что из-за малой дальности стрельбы мортир 305-мм железнодорожные установки приходилось выдвигать слишком близко к линии фронта, где они зачастую попадали под огонь германской дальнобойной артиллерии. Поэтому к американской промышленности было выдвинуто требование создать в кратчайшие сроки железнодорожную артиллерийскую установку с 305-мм орудием для ведения навесной стрельбы на дальность 18000—20000 м. При этом военные специалисты не требовали обеспечить круговой обстрел — опыт показал, что достаточно обеспечить стрельбу в секторе ±30° в направлении рельсового пути.
Применявшийся также и для стрельбы из мортир фугасный снаряд массой 317,5 кг гаубица М 1918 выстреливала на дальность до 19750 м, при этом начальная скорость снаряда составляла 594 м/с. К гаубице разработали также бронебойный снаряд массой 485,4 кг. Конструкция станка и подъемного механизма были рассчитаны на ведение навесной стрельбы в диапазоне углов от +20° до +60°. Зубчатый подъемный механизм имел ручной привод. Со стороны казенной части орудия на станке смонтировали площадки с 2 подъемными кранами, с помощью которых снаряды и заряды подавались к орудию с подготовительных площадок транспортера. Станок устанавливали на железнодорожном транспортере, выполненном в виде обычной железнодорожной платформы с низким расположением грузовой площадки. Изогнутая вниз в средней ее части главная балка опиралась на две трехосные железнодорожные тележки. Вместо множества изготовленных из листовой стали и соединенных заклепками деталей главная балка новой конструкции состояла в основном из трех деталей — литой средней части и передней и задней частей, изготовленных с применением традиционной клепки. Соединение этих трех деталей осуществлялось с помощью болтов. Такая конструкция позволяла резко сократить трудоемкость изготовления транспортера и снизить его стоимость. Хотя военные не требовали обеспечить круговой обстрел, в средней части транспортера устанавливали массивную опору с зубчатым венцом, позволявшую с помощью поворотного механизма поворачивать станок на 360°. Для обеспечения необходимой устойчивости при стрельбе транспортер посредством винтовых домкратов опускался на уложенные на рельсовом пути деревянные брусья, а с каждого борта транспортера разводились в стороны выносные опоры, которые опирались на деревянные щиты, вкопанные в грунт рядом с рельсовым путем. На проведение всех работ, связанных с подготовкой огневой позиции для данной железнодорожной артиллерийской установки требовалось не более трех часов. Для увеличения практической скорострельности в передней и кормовой частях транспортера оборудовали подготовительные площадки, на которые боеприпасы подавались непосредственно из вагона-погреба. На каждой из площадок можно было разместить по 7 выстрелов и еще 3 выстрела могли находиться на площадке станка. Таким образом, удалось создать достаточно удачную конструкцию 305-мм железнодорожной артиллерийской установки. Ее испытания успешно завершились в 1919 г., когда боевые действия в Европе уже закончились. Вследствие этого в серийное производство эту установку так и не запустили.
|