Для срочного обеспечения тяжелой артиллерией американского экспедиционного корпуса, действовавшего в конце войны на территории Франции, в 1918 г. правительством США было принято решение изготовить большую серию 203-мм железнодорожных артиллерийских установок. Пушки для этих установок решили изъять из береговой артиллерии и флотских складов, а также демонтировать с устаревших боевых кораблей. Всего, таким образом, собрали 96 стволов из которых 47 решили использовать для монтажа на железнодорожных транспортерах, а остальные оставить в резерве.
Начальная скорость этих снарядов составляла 671 м/с и 792 м/с, дальность стрельбы 19 200 и 21 850 м соответственно. Разработанный для 203-мм железнодорожной артиллерийской установки транспортер М 1918 М I по конструкции напоминал обычную железнодорожную платформу с низким расположением грузовой площадки. Главная балка транспортера опиралась на две трехосные железнодорожные тележки, в ее средней части смонтировали заимствованный из береговой артиллерии верхний станок, обеспечивавший откат по оси канала ствола. Подъемный механизм станка позволял наводить орудие в вертикальной плоскости в диапазоне углов от 0° до +42°. Противооткатные устройства станка включали гидравлический тормоз отката и четыре пружинных накатника. Посредством конических роликов верхний станок опирался на массивную плиту, смонтированную на железнодорожном транспортере. Таким образом обеспечивалась возможность кругового обстрела, а необходимая устойчивость установки при стрельбе в направлении поперек рельсового пути достигалась использовавшего четырех выносных опор. В то же время, по примеру французских железнодорожных транспортеров «скользящего типа», на главной балке смонтировали четыре домкрата, с помощью которых главная балка приподнималась над рельсовым путем и уложенными вдоль рельсов продольными деревянными брусьями, под ней укладывались поперечные деревянные брусья, а затем с помощью тех же домкратов главную балку опускали на эти поперечные брусья. При стрельбе вдоль рельсового пути энергия отдачи гасилась, таким образом, трением поперечных деревянных брусьев по продольным брусьям, а также выносными опорами. Другой особенностью транспортера М 1918 М 1 была возможность быстрой замены железнодорожный тележек, предназначенный для обычной колеи, на тележки с шириной колеи 600 мм. Железнодорожные пути с такой шириной колеи были проложены в тылу французских войск, и американские конструкторы предусмотрели возможность движения по ним своего транспортера. При этом чтобы предотвратить чрезмерно большие нагрузки на узкоколейный путь пушки можно было с помощью специальных устройств демонтировать с транспортера и перевезти отдельно на грузовой железнодорожной платформе. Подача боеприпасов осуществлялась с помощью двух кранов, один из которых подавал снаряды и заряды из вагона-погреба или с грунта на подготовительную площадку, а другой — с подготовительной площадки к казенной части орудия. Примечательно, что эту площадку и оба крана можно было смонтировать как в передней, так и в кормовой части транспортера — в зависимости от направления стрельбы. Их перенос с одного места на другое не занимал много времени.
|